О религиозном деспотизме инков писалось много. Эта короткая заметка посвящена жертвоприношениям детей .Дети приносились в жертву не только в угоду кровожадным богам но и ради получения вполне конкретных земных благ родственниками принесенных в жертву детей.
Государство инков возникло, видимо, в XII веке, его расцвет пришелся на XV век. Именно тогда, окончательно раздавив закоренелых врагов-соседей, чанков, оно, собственно, и превратилось в империю. Единство её сохранялось вплоть до конца правления Инки Уайна Kапака. После его смерти наследники Уаскар и Атауальпа стали враждовать между собой и разделили государство, тем самым ослабив его
. Этим и воспользовались конкистадоры, прибывшие во главе с Франсиско Писарро в «ставку» Атауальпы в Кахамарке, на севере Перу, 16 ноября 1532 года. Используя эффект внезапности и явное превосходство в вооружении, испанецы взяли Инку в плен и, предварительно насильственно окрестив, удушил его. Борьба конкистадоров с инками окончательно завершилась четыре десятилетия спустя, в 1572-м, когда на главной площади Куско был казнен последний инка, Тупак Амару.
Ритуал Капак Хуча (Великое Жертвоприношение) проводился раз в четыре года, а также во время тяжёлых бедствий. По всей стране отыскивали детей обычно не старше десяти лет, без физических недостатков. Их могли посылать в Куско со всех уголков страны, если жители империи срочно нуждались в поддержке божественных сил. Выбор кандидата, несомненно, зависел и от положения родителей и родственников ребёнка, ибо участие в ритуале Капак Хуча обеспечивало им уважение окружающих на несколько поколений вперёд. Детей приносили в жертву в столице или в загородном дворце Великого Инки. Если Инка стремился вознаградить отправителей жертвы, он возвращал её домой, где и устраивалась церемония жертвоприношения.
Однажды правитель селения Окрос, расположенного близ Аякучо, отправил в Куско свою десятилетнюю дочь, посвящённую богу Солнца. В награду за то, что её отец организовал постройку важного оросительного канала, девочка была не только принята в Куско со всевозможными почестями, но и отослана назад — для жертвоприношения на родине. Недалеко от её родного селения на вершине горы устроили шахтовую гробницу, в которой избранницу бога Солнца замуровали заживо вместе с сосудами и украшениями. В гробницу была опушена медная трубочка, через которую погребённую символически полили водой. Принесённая в жертву девочка превратилась в местное божество, в честь которого устраивались особые церемонии в начале и конце сельскохозяйственного сезона. Её младшие братья и их потомки стали жрецами, а отец девочки получил повышение по службе...
Уникальная мумия была обнаружена в 1999 году на склоне вулкана Льюльяйльяко, возвышающегося на 6739 метров над уровнем моря на границе Аргентины и Чили. Рядом с ней найдены замороженные тела еще двух юных жертв: семилетнего мальчика и шестилетней девочки.Вместо традиционного анализа ДНК ученые изучили белки в тканях и установили, что у внешне здоровой девочки была бактериальная легочная инфекция, напоминающая туберкулез. Впервые инфекция выявлена в мумии.
Оказалось, что в последние месяцы жизни им давали алкоголь и листья коки (из которых добывается кокаин).Исторические данные показывают, что эти вещества часто использовались в ритуалах инков.
Девушка, которую ученые назвали "Дева Льюльяйльяко", видимо, считалась более ценной, чем младшие дети, из-за ее статуса девственницы.Анализы ее длинных кос показали, что примерно за год до смерти она начала потреблять гораздо больше коки, чем раньше.Ученые считают, что это совпало с выбором девушки для жертвоприношения. Более раннее исследования показали, что в то же время изменилась ее еда – от картофельной крестьянской диеты к пище, богатой мясом и кукурузой.
"Из испанских хроник мы знаем, что инки выбирали особенно привлекательных или одаренных женщин. У инков был специальный человек, искавший и находивший этих девушек, которых потом отбирали у семей", - рассказывает Эмма Браун.
Результаты исследования также показали, что в последние несколько недель жизни девушке давали алкоголь в больших количествах. То есть дети находились под сильным воздействием алкоголя и коки, когда их подняли к вершине вулкана, опустили в могилы и оставили умирать.
"В случае с Девой Льюльяйльяко нет никаких признаков насилия. О ней очень хорошо заботились. На ее теле хороший слой жира, у нее ухоженные волосы, красивая одежда, - замечает Браун. - Мы полагаем, что в данном случае, когда девушка подверглась воздействию алкоголя и холода на высоте более 6000 м над уровнем моря, она умерла тихо и безболезненно".
Мумии трех детей в настоящее время находятся в Музее археологии Альта-Монтана-де-Сальта в аргентинском городе Сальта.
Поделиться
Государство инков возникло, видимо, в XII веке, его расцвет пришелся на XV век. Именно тогда, окончательно раздавив закоренелых врагов-соседей, чанков, оно, собственно, и превратилось в империю. Единство её сохранялось вплоть до конца правления Инки Уайна Kапака. После его смерти наследники Уаскар и Атауальпа стали враждовать между собой и разделили государство, тем самым ослабив его
. Этим и воспользовались конкистадоры, прибывшие во главе с Франсиско Писарро в «ставку» Атауальпы в Кахамарке, на севере Перу, 16 ноября 1532 года. Используя эффект внезапности и явное превосходство в вооружении, испанецы взяли Инку в плен и, предварительно насильственно окрестив, удушил его. Борьба конкистадоров с инками окончательно завершилась четыре десятилетия спустя, в 1572-м, когда на главной площади Куско был казнен последний инка, Тупак Амару.
Ритуал Капак Хуча (Великое Жертвоприношение) проводился раз в четыре года, а также во время тяжёлых бедствий. По всей стране отыскивали детей обычно не старше десяти лет, без физических недостатков. Их могли посылать в Куско со всех уголков страны, если жители империи срочно нуждались в поддержке божественных сил. Выбор кандидата, несомненно, зависел и от положения родителей и родственников ребёнка, ибо участие в ритуале Капак Хуча обеспечивало им уважение окружающих на несколько поколений вперёд. Детей приносили в жертву в столице или в загородном дворце Великого Инки. Если Инка стремился вознаградить отправителей жертвы, он возвращал её домой, где и устраивалась церемония жертвоприношения.
Однажды правитель селения Окрос, расположенного близ Аякучо, отправил в Куско свою десятилетнюю дочь, посвящённую богу Солнца. В награду за то, что её отец организовал постройку важного оросительного канала, девочка была не только принята в Куско со всевозможными почестями, но и отослана назад — для жертвоприношения на родине. Недалеко от её родного селения на вершине горы устроили шахтовую гробницу, в которой избранницу бога Солнца замуровали заживо вместе с сосудами и украшениями. В гробницу была опушена медная трубочка, через которую погребённую символически полили водой. Принесённая в жертву девочка превратилась в местное божество, в честь которого устраивались особые церемонии в начале и конце сельскохозяйственного сезона. Её младшие братья и их потомки стали жрецами, а отец девочки получил повышение по службе...
Уникальная мумия была обнаружена в 1999 году на склоне вулкана Льюльяйльяко, возвышающегося на 6739 метров над уровнем моря на границе Аргентины и Чили. Рядом с ней найдены замороженные тела еще двух юных жертв: семилетнего мальчика и шестилетней девочки.Вместо традиционного анализа ДНК ученые изучили белки в тканях и установили, что у внешне здоровой девочки была бактериальная легочная инфекция, напоминающая туберкулез. Впервые инфекция выявлена в мумии.
Оказалось, что в последние месяцы жизни им давали алкоголь и листья коки (из которых добывается кокаин).Исторические данные показывают, что эти вещества часто использовались в ритуалах инков.
Девушка, которую ученые назвали "Дева Льюльяйльяко", видимо, считалась более ценной, чем младшие дети, из-за ее статуса девственницы.Анализы ее длинных кос показали, что примерно за год до смерти она начала потреблять гораздо больше коки, чем раньше.Ученые считают, что это совпало с выбором девушки для жертвоприношения. Более раннее исследования показали, что в то же время изменилась ее еда – от картофельной крестьянской диеты к пище, богатой мясом и кукурузой.
"Из испанских хроник мы знаем, что инки выбирали особенно привлекательных или одаренных женщин. У инков был специальный человек, искавший и находивший этих девушек, которых потом отбирали у семей", - рассказывает Эмма Браун.
Результаты исследования также показали, что в последние несколько недель жизни девушке давали алкоголь в больших количествах. То есть дети находились под сильным воздействием алкоголя и коки, когда их подняли к вершине вулкана, опустили в могилы и оставили умирать.
"В случае с Девой Льюльяйльяко нет никаких признаков насилия. О ней очень хорошо заботились. На ее теле хороший слой жира, у нее ухоженные волосы, красивая одежда, - замечает Браун. - Мы полагаем, что в данном случае, когда девушка подверглась воздействию алкоголя и холода на высоте более 6000 м над уровнем моря, она умерла тихо и безболезненно".
Мумии трех детей в настоящее время находятся в Музее археологии Альта-Монтана-де-Сальта в аргентинском городе Сальта.